Шерше ля фам: артхаус о женщинах. Джорджино (1994, Франция)

Готическая Милен Фармер лишлась кассовых сборов за фильм, в котором сыграла роль урода. Зато подарила нам настоящие эмоции для взрослых, которые прочувствовал Роман ЗАВИДОВСЬКИЙ

«В тридевятом царстве, тридевятом государстве, в далёкие времена Первой Мировой войны жила-была девочка, которую звали Катрин.Однажды она встретила красивого, загадочного принца Джорджо Волли. И жили бы они долго и счастливо, если бы только не…волки.»

1918 год. Молодой доктор Джорджо Волли, отвоевавший свое на фронте, отправляется в детский приют, где когда-то работал. Приют во время войны был эвакуирован в затерянную в горах деревушку, окруженную мрачными лесами и непроходимыми болотами. Добравшись туда, Джорджо узнает, что все дети погибли, а местные жители, озлобленные и безудержные в своей жестокости, винят в их смерти странную рыжеволосую Катрин…

«Джорджино» отличается от большинства исторических картин, где на первом плане всегда определённые события. Изначальная задача режиссёра (Лоран Буттона) была показать степень человеческой деградации — весь тот мрак, всё то гнусавое зловоние, которое таится в душе каждого человека, проступая наружу «в самое подходящее время».

«Самим подходящим временем» в этой картине предоставлена война. Десятки тысяч убитых солдат, опустевшие посёлки, голод, мрак, меланхолическое настроение граждан Франции на грани безумия и полного разочарования… Женщины поневоле превращаются в злобных, агрессивных существ, источающих флюиды жестокости и ненависти. Оставшись в своих домах без мужей, сыновей, братьев, они постепенно теряют человечекий облик, начиная сгонять свою злобу на беззащитного «ягненка отпущения» — молодую, рыжеволосую девушку Катрин, которую обвиняют в убийстве душевнобольных детей из приюта.

— Шл*ха! Гадина! Ты утопила малышей и заставила свою мать страдать!

— Берегись, сумашедшая идёт!

И прочие гадости вынуждена слушать Катрин от жителей небольшой деревни, с грустью осознавая, что ей невозможно оправдать себя — никто не верит, что детей убили волки. Никто… кроме Джорджио — последней надежды юной девушки обрести счастье и понимание, которого ей так катастрофически не хватает. Молодой врач-оффицер хочет забрать её с собой, вытащить с »дна человеческой жестокости и порока», но в последний момент девушка теряет к нему доверие, решив, что он хочет отправить её в психлечебницу Сэн-Люси.

Этот фильм не о любви, хотя она там присутствует, не о войне, хотя события происходят именно на фоне Первой Мировой Войны. Фильм об УРОДАХ и уродстве. Уродство душевное как антипод состраданию, пониманию, милосердию… Уродство, которое попросту превращает человека в зверя. Уродство, которое калечит душу и убивает человеческие эмоции в зародыше. Но даже на фоне этого уродства, этого зловония и жестокости всё же есть место хрупким человеческим чувствам, которые напоминают маленький, беззащитный росточек дерева, тянущийся к солнцу, среди грязи и мусора.

«Джорджино» — готическая, мрачная повесть для взрослых, цель которой «встормошить, пробудить от эмоционального голода и всеобщей черствости к окружающим», финал которой удивит и в то же время разочарует, но научит. Я очень надеюсь, что научит.

Фильм не имел колоссальных кассовых сборов, бешеного промо и даже кинокритики отнеслись к нему как-то равнодушно, хотя он заслужевает большего. Возможно его «продинамили» потому, что на протяжении всей картины не покидает ощущение страха? Страха узнать себя в обществе моральных уродов, показаных в фильме? Страха и напряжения, которые не отпускают на протяжении трёх с половиной часов.

Три с половиной часа страха, отвращения к человечеству, погружения в атмосферу всеобщего безумия или может всё-таки осознания того, что мы должны учиться доверять и любить? Пусть каждый сам сделает выводы…

Добавить комментарий