Искусственный справочник — Постмодернизм

Каждый хипстер должен знать направления искусства. Обозреватель TOBEHIP Mary MORRICONE составляет твой справочник. Вторая страница — ПОСТМОДЕРНИЗМ

«Постмодернизм» —это основное направление современной философии, искусства и науки. Течение «Постмодернизм» (франц. postmodernisme) отталкивается от «Модернизма» (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»). Этот термин стал широко применяться с 1979 г., когда была опубликована книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Непосредственными предшественниками являются постструктурализм и деконструкция как философский метод и как комплекс стилей в художественном искусстве.

В 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.Рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о «жанровых канонах» и не об «особенностях стиля», а о некоторых аспектах творческого поведения.
«Постмодернизм является реакцией на исключительную претензию научных, объективных попыток объяснить реальность. (Роберт Рассел (Robert Russel)»,то есть ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, отсюда глобализация как новая парадигма художественного мышления — сведение разрозненных фактов культуры в единое художественное пространство и обращение к аллюзивности как системообразующему элементу художественной мысли.

Постмодернизм 20-го века.
постмодернизм-20-века
Если «Модернизм» — это попытка движения вперед, попытка создать абсолютно новую знаковую систему, то «Постмодернизм» — это констатация того, что новую знаковую систему создать невозможно, а следовательно, на этом следует успокоиться. Он отражает реальную картину мира.

«Постмодернизм» — это реакция отторжения фундаментальных ценностей Запада со стороны самого же западного человека, который сегодня не узнает себя в своей цивилизации, в своем собственном творении.
По словам Корнеева западный постмодернизм можно представить как винегрет или сравнить с «беспорядочным нагромождением вырванных из контекста стилистически разнородных фрагментов». Западный постмодернизм сравнивается им также с «пастишем», то есть с чистой поверхностью, за которой не кроется никакой смысл, нет даже и намека на то, чтобы донести какой-то мэсидж. Нет глубины – осталась одна поверхностность. За всяким целостным творением и событием человек постмодерна видит только голую волю к власти, манипуляцию и искусственное конструирование. Смысл целого рассыпается для него на сумму отдельных смысловых фрагментов, суверенных атомов, которые сами по себе не стремятся упорядочиваться в целое, а наоборот, противоречат друг другу, отрицают друг друга, а значит, и то целое, частями которого являются. Нет ничего странного в том, что сегодня западная цивилизация не только угнетаемым ею народам, но даже самим западным людям представляется мертвой, бездушной «системой», врагом, с которым нужно бороться.

102238.b

1005933_PH06514

Наиболее яркими примерами европейского постмодернизма могут служить работы по расширению главных художественных музеев Лондона, осуществлённые в последнее десятилетие. К расширению Национальной галереи был привлечён один из отцов постмодернизма- Р.Вентури. По проекту Р. Вентури и Д. Рауха в 1983 г. пристроено левое крыло к зданию Национальной галереи. Расположение галереи на главной площади города – Трафальгар-сквер – предъявляло к авторам очень жёсткие требования «совместимости» с исторической средой, и они с ними справились. Пристройка увязана с основным викторианским объёмом музея габаритами и высотой, решена почти глухой, а её членения даны в схематизированных классических пропорциях. Интерьеры аскетичны и полностью подчинены экспозиционным целям. Работая в Европе, американские мастера постмодернизма проявляют сдержанность. Особенно ярко это видно на работах берлинской мастерской Ч.Мура.В 1987-1988г. он построил крупные объекты в районе гавани Гегель в Берлине: многоэтажный дом на набережной и Гумбольтовскую библиотеку на острове. Библиотека представляет собой вытянутый двухэтажный объём с перекрытием читального зала цилиндрическим сводом.

Панорама площади на Барбадосе.

Trafalgar_Square_360_Panorama_Cropped_Sky,_London_-_Jun_2009

Восточный постмодернизм — это еще и особая форма мессианства, это возможность вкладывать в душу западного человека восточную волю, обращать его в русские, и тем самым спасти остаток западного человечества от полной духовной деградации. «Можно представить себе настоящего, клинического шизофреника, который, чтобы не быть пойманным, маскируется под постмодерниста. И точно так же «под постмодернизм» может маскировать себя восточное коварство». С точки зрения Запада, выглядит как саморазрушение старой европейской культуры, как отказ от собственного великого прошлого и надругательство над ним. Нетрудно понять, что с точки зрения человека не западной культуры, с точки зрения восточного, русского человека, для которого прошлое Запада было злым прошлым, а воля Запада была злой волей, эпоха постмодерна имеет прямо противоположное значение.

plaza_1600x1200

stadtmusikanten
Постмодерн, таким образом, имеет два лица — восточное и западное. То, что на Западе является саморазрушением, на Востоке выглядит как освобождение и возвращение к себе. Уже само постмодернистское презрение и недоверие к рациональности несет в себе что-то восточное. Однако на Востоке происходит и нечто большее, чем просто разрушение навязанной извне западной ментальности: параллельно, в тех же формах постмодерна, происходит еще и пробуждение собственной восточной культурной логики.

Понравилась статья? Хм… А может, нет? Комментируй!

Добавить комментарий